Мусоровозик +7 911 012-61-33
Объездное шоссе, д. 60 195279 Санкт-Петербург
isalekseyu34@gmail.com
Заказать обратный звонок



Виды и типы мусора, его вывоз и утилизация

Главная »  Статьи »  Виды и типы мусора, его вывоз и утилизация

Виды бытового мусора

Твёрдые бытовые отходы, или ТБО, — самый распространённый тип мусора, основным поставщиком которого являются крупные города с большим населением. Согласно статистическим данным, сегодня житель современного города в течение года производит больше четверти тонны мусора. Причём, этот показатель ежегодно увеличивается примерно на 5%.

Это связано с ростом потребления, с увеличением производства товаров, со стратегией производителя на стимуляцию спроса. Очевидна тенденция, что по выходу из строя какого-либо бытового предмета, аппарата или механизма, всё чаще становится выгоднее купить новый, нежели отремонтировать сломавшийся. Также, развитие технологий почти вынуждает потребителя следовать окружающим реалиям. Человек приобретает, например, новый телефон или компьютер взамен имеющемуся, который ещё действует, но уже не соответствует нынешним требованиям своими функциональными характеристиками.

вывоз и сортировка мусор аспб

Эти тенденции ставят задачи по вывозу, утилизации или консервации растущего количества и без того большого объёма бытового мусора. Несколько смягчающим фактором проблемы ТБО является то, что около 70% бытового мусора являются пищевые отходы и бумага, то есть биоразлагаемые материалы. В России они, как правило, их захоранивают на специализированных полигонах вблизи городов.

Остальной мусор – это строительный мусор после ремонта квартир, вышедшие из строя предметы домашнего обихода, сломанная и не подлежащая восстановлению бытовая техника и битое стекло. Сжигаемые материалы сгорают в местах утилизации, что также не идёт на пользу атмосфере и людям. Количество углекислого газа, который обильно выделяется в результате горения биоматериала, пока «переваривается» естественными природными механизмами, но уже несколько десятилетий это становится всё более актуальной проблемой, требующей решения в обозримой перспективе.

У этой проблемы сразу два отягчающих обстоятельства. Первое – постоянно растущее население, вторая – тенденция к локализации популяции в крупных мегаполисах. То есть, вариант со «средней температурой по больнице» здесь не сработает. В частности, общий объём мусора, вырабатываемого в России, рассредоточенный по площади страны, не даст реальной картины, так как основные поставщики мусора сосредоточены в крупных населённых пунктах, которых не так уж много. И местные экологические проблемы вполне очевидны даже на фоне относительно благополучной ситуации в целом.

Добавим к этим двум факторам упоминавшуюся выше тенденцию к увеличению производства мусора каждым человеком в среднем, и проблема приобретает дополнительную остроту. Причём, усиливается она экспоненциально, ведь рост отходов, если внимательно присмотреться, происходит за счёт увеличения оборота (производство-покупка-использование-выход из строя-утилизация) техники, приборов, аппаратов и механизмов, то есть предметов из неразлагаемых материалов. Более того, в повседневном обиходе всё больше становится материала, вообще не подлежащего вторичной переработке, то есть пластика. Скажем, металлы ещё подлежат переплавке с последующим вторичным промышленным использованием, а большая часть пластмасс ставит решающего проблему их утилизации в положение цугцванга: оба варианта один другого хуже. Эти варианты – захоронение с перспективой разложения до 200 лет (а на крупных полигонах и того больше) и немедленное сжигание с нанесением вреда атмосфере.

Оформить заявку

Переработка отходов

Конечно, и пластмассы различных видов тоже подлежат вторичной переработке, но, как и с бумагой и даже с металлами, процент, идущий на повторное применение ничтожно мал. Для успешной реализации идеи переработки мусора следует выстроить длинную инфраструктурную цепочку с решением ряда принципиальных логистических и промышленных вопросов. Это практически отдельная отрасль экономики.

Началом этой цепочки является первичная сегрегация материалов, то есть металл в одну корзину, пластик – в другую, стекло – в третью, бумагу – в четвёртую, пищевые отходы – в пятую, дерево – шестую, предметы, содержащие вредные материалы (батарейки и аккумуляторы, энергосберегающие лампы, холодильники) – в седьмую и т.д. Это требует колоссальных вложений и нестандартных решений вопроса временного хранения мусора в местах первичного сбора.

вывоз мусора недорого

Абсолютно решена эта проблема только с вывозом строительного мусора: законодательно закреплено, что он не относится к классу собственно бытовых отходов, поэтому его вывоз производится отдельно. Но зачастую только вывоз, потому что часто места его утилизации – те же точки, что и обычных ТБО. Отчасти она решена и для крупногабаритного мусора (чаще всего это деревянная мебель) – он также складируется в специализированных точках. Но опять-таки, это решение частного вопроса логистики крупногабарита, а не целостной проблемы утилизации или переработки.

Вторым пунктом встаёт вопрос спецтранспорта для вывоза мусора разных типов. Очевидно, что батарейки с электролитом не стоит везти в машине для пищевых отходов, если твоя задача – избежать экологических последствий утилизации вредных материалов. Итак, задача вывоза мусора, уже прошедшего (представим это) первичное разделение – это комплексная технологически-экономическая проблема. То есть, разработанный под конкретные задачи транспорт завоёвывает место на рынке через механизм свободной конкуренции компаний, занимающихся вывозом мусора. А как ещё?

Наконец, третье звено цепи – создание промышленных предприятий переработки мусора разных типов для вторичного использования. Кроме технологий, многие их которых уже разработаны в передовых в решении этих вопросов странах (сегодня мировые лидеры – это Скандинавия и Израиль), есть также вопрос рентабельности этих производств. Особенно у нас в стране с огромными ресурсами и богатым опытом их промышленного освоения, а также налаженными рынками сбыта. Иными словами, насколько выгодно будет в России выходить на рынок материалов с продуктами вторичной переработки? Не исключено, что для решения этого вопроса потребуется вмешательство государства, например, налоговые послабления для переработчиков вторсырья. Хотя это уже вопрос, стоящий за рамками собственно проблемы утилизации мусора, но без его решения принципиальных изменений с переработкой мусора не последует. Потому что без экономического стимула сложные комплексные проблемы не решаются, как показывает практика.

Градация мусора по степени опасности

Естественно, любой мусор, очевидно, негативно влияет на окружающую среду, разные виды отходов приносят вред разной степени тяжести. От этого зависит способ вывоза, утилизации и захоронения различного мусора. Общепринятая классификация следующая (по нарастающей):

  1. V класс опасности – практически не опасные отходы. Они характеризуются очень низкой степенью вредного воздействия на окружающую природную среду, практически не нарушают экосистему региона. К этому классу относится весь биоразлагаемый бытовой мусор.
  2. IV класс опасности – малоопасные отходы. Низкая степень воздействия на окружающую среду, а период восстановления экологической системы – до трёх лет.
  3. III класс опасности – умеренно опасные отходы, средняя степень воздействия на природную среду, период восстановления экосистемы – до 10 лет.
  4. II класс опасности – высоко опасные отходы, высокая степень воздействия на среду, период восстановления до 30 лет.
  5. I класс опасности – чрезвычайно опасные отходы с необратимым нарушением экосистемы. Это предметы и материалы с содержанием ртути, свинца, кобальта, ванадия, кадмия, бериллия и т.п.

То есть, по этой классификации мы видим, что обычный бытовой мусор может содержать предметы, относящиеся ко всем классам опасности. Другое дело, что процент вредных веществ относительно низок для необратимой катастрофы, но достаточно высок для того, чтобы эту проблему уже решить. В том числе и на этапе транспортировки: предметы, содержащие вредные вещества следует вывозить в места утилизации в мусоровозах с повышенным уровнем герметичности.

Оформить заявку